Расширенное заседание Совета Ассамблеи народов России и Центрального Координационного Совета Молодежной Ассамблеи народов России «МЫ-РОССИЯНЕ»
16 февраля 2016 года в здании Федерального агентства по делам национальностей состоялось совместное расширенное заседание Совета Ассамблеи народов России и Центрального Координационного Совета Молодежной Ассамблеи народов России «МЫ-РОССИЯНЕ». Подведены итоги работы за 2015 год и намечены планы дальнейшей деятельности на 2016 год.
Для участия в заседании были приглашены представители федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Общественной палаты Российской Федерации, федеральных национально-культурных объединений и автономий, члены Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, эксперты в сфере национальных отношений, журналисты. В заседании приняли участие более 300 человек.
Заседание вела Председатель Совета Ассамблеи народов России, доктор политических наук Светлана Смирнова.
Перед участниками выступил Руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.
Первый заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России Владимир Зорин обратил внимание на отчет, который участники получили перед заседанием: «Отчет о проделанной за год работе впечатляет, возникает чувство гордости за то, что всю эту большую работу сделали мы, каждый на своем месте. И это делают общественники, таким образом, нет сомнений, что гражданское общество в России сложилось и активно действует. В реализации государственной национальной политики Ассамблея народов России, единственная межнациональная площадка, решает триединую задачу: организует диалог между национальными объединениями, организует их диалог с органами власти, организует методическую поддержку как власти, так и лидерам НКО по вопросам государственной национальной политики. Нашей главной задачей остается укрепление общероссийского общегражданского согласия».
Об итогах деятельности Ресурсного центра Ассамблеи народов России рассказал его директор, заместитель председателя Совета Ассамблеи Сергей Кучинский:
- Я хотел бы изложить коллективную точку зрения представителей экспертного сообщества, членов Президиума и Исполкома Совета Ассамблеи относительно приоритетов и ближайших задач Ресурсного центра в сфере межнациональных отношений. Также хотел бы вкратце проинформировать вас о сайте Ресурсного центра, который создан и уже запущен нами с тем, чтобы развивать сетевую структуру ресурсных центров АНР в регионах. Теперь мы все сможем обмениваться друг с другом полезной информацией, накопленным опытом, наполнять и совершенствовать содержание межнациональной работы.
Сама идея создания Ресурсного центра оказалась столь актуальной и востребованной, что мы получили Президентский грант и возможность осуществлять проект под названием «Деятельность ресурсного центра в сфере национальных отношений «Единство российской нации». Этот проект является сегодня одной из наиболее важных, социально значимых программ Ассамблеи народов России, которая реализуется за счет субсидий из федерального бюджета по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций через Министерство экономического развития российской Федерации.
В этой связи прежде всего я хотел бы отметить, что создание федеральной сети ресурсных центров - это следующий, вполне логический этап развития Ассамблеи народов России, как общественной системы, развивающей и хранящей традиции национального единства. Этот процесс усложнения внутреннего устройства, структуры и содержания нашей общественной организации, переводит деятельность Ассамблеи на иной, более высокий уровень, придавая ей принципиально новое качество. То есть, по сути, речь идет об овладении современными технологиями в чрезвычайно актуальной сфере межнациональных, межэтнических отношений.
Ресурсные центры призваны аккумулировать в себе многолетний опыт и лучшие практики осуществления национальной политики, гармонизации межэтнических отношений, и распространять это главное достояние Ассамблеи народов России как межнациональной, в своем роде, уникальной структуры гражданского общества.
Каков круг интересов и первостепенных задач ресурсных центров, которые, в том числе, должны найти отражение на нашем сайте Ресурсного центра АНР?
Это, во-первых, анализ имеющихся и инициирование инновационных проектов, создание эффективных методик, образцов мероприятий, содействующих выстраиванию и укреплению разноуровневых коммуникаций, как в самих этнических группах, так и между ними.
Во-вторых, объединение имеющегося экспертного потенциала специалистов по этно-национальной проблематике. Есть насущная необходимость, в первую очередь, выявить таких специалистов в регионах и обеспечить возможность постоянного, общедоступного взаимодействия с ними; проанализировать, описать их методы и практику, полезные знания.
Направления экспертизы будут в дальнейшем проиндексированы по конкретным злободневным, актуальным темам. Перечень и содержание этих тем и методик будет постепенно накапливаться, улучшаться, расширяя наши ресурсные возможности.
В-третьих, систематизация опыта практических специалистов, так называемых этно-координаторов. Выявление лучших практик и подходов к решению различных вопросов через игровые, образовательные, коммуникационные мероприятия. Наша задача - сделать общедоступной информацию об этих лучших практиках для всей федеральной сети ресурсных центров Ассамблеи народов России.
Кроме этого, в задачи Ресурсного центра входит запуск обучающих процессов через организацию постоянных вебинаров, мастер-классов с нашими экспертами, авторами лучших методик и успешных практик. Расписание и в последующем видеозаписи вебинаров будут размещаться на сайте Ресурсного центра.
Планируется также создание «золотой копилки» РЦ АНР - это «проект-фишка региона», т. е. наиболее успешная, топовая методика, которая в региональном Ресурсном центре отработана лучше всего, гарантированно решает конкретную проблему, хорошо методически проработана и готовая к тиражированию через РЦ в других регионах. На сайте планируется раздел - «Лидеры практики».
Что касается подготовки этно-координаторов. Здесь нам предстоит, опираясь на инфраструктуру Ресурсного Центра и его региональных подразделений, интеллектуальный и творческий потенциал экспертного сообщества, и мы надеемся - при участии и организационной поддержке органов местной власти – перейти от разовых краткосрочных семинаров к полноценному курсу на основе наработанных методик и имеющихся лучших практик с обязательным теоретическим блоком. Подготовительная работа в этом направлении сейчас ведется.
Теперь несколько слов об организационных формах создания ресурсных центров в субъектах РФ. Следует отметить, что деятельность Ассамблея народов России как общественной организации носит не директивный, а исключительно инициативный характер. При этом также необходимо учитывать федеративное устройство российского государства, многоукладность быта и традиций, многообразие языков, культур и религий, возрастающее влияние этнического фактора и межэтнических отношений в жизни людей, представителей разных национальностей, проживающих в регионах страны. Исходя из данных обстоятельств нами предлагается свободный выбор путей создания ресурсного центра. В частности, на основе нижеследующих организационных форм:
1) Ресурсный центр как отдельное юридическое.лицо (некоммерческая организация). Такой ресурсный центр создан, например, в Тульской области.
2) Ресурсный центр как структурное подразделение регионального отделения Ассамблеи народов России. В ряде субъектов РФ этот процесс организации ресурсных центров в отделениях Ассамблеи начался.
3) Ресурсный центр на базе Дома Дружбы, Дома национальностей. Такой опыт имеется в Республике Саха (Якутия), где ресурсный центр организован на базе Дома дружбы им. А.Е. Кулаковского. То же самое мы видим в Удмуртии, где разворачивается интересная и содержательная работа ресурсного центра в стенах замечательного Дома дружбы народов республики.
Кстати, именно Дома дружбы, Дома национальностей, центры национальных культур, на мой взгляд, являются оптимальным, наиболее подходящим местом, для того, чтобы работа ресурсных центров была в высшей степени эффективной. Потому что в этих специализированных учреждениях сосредоточены кадры специалистов, владеющие знаниями, опытом, накоплены различные методики и технологии работы в сфере межнациональных отношений, имеется достаточно современное оборудование и хорошая материально-техническая база.
4) Ресурсный центр на базе высшего учебного заведения. Примером такого варианта может служить ресурсный центр, созданный в Крыму в Ялтинском филиале Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
5) РЦ на базе профильной организации, в которой центр может быть создан и действовать на основе специального соглашения. Это могут быть учреждения культуры разного типа, научно-исследовательские или некоммерческие организации и т.д.
6) Ресурсный центр на базе двух или нескольких организаций, действующий также в рамках соответствующих соглашений.
И последняя новация, реализуемая на портале Ресурсного центра АНР, на которую я хотел бы обратить внимание членов Совета. Это раздел на страницах региональных центров, где планируется разместить и постоянно обновлять каталог мастеров искусств и фольклора, народного творчества. Через региональные ресурсные центры мы будем узнавать о них, приглашать на мероприятия, продвигать и популяризировать многонациональное культурное наследие нашей страны».
На заседании выступили несколько десятков его участников со всех концов страны. На полях расширенного заседания Совета Ассамблеи все его участники активно общались между собой, обсуждали идеи и предложения, прозвучавшие в речах докладчиков и выступающих. Было видно, что многое из сказанного на этом заседании участникам и гостям понравилось.
Например, заметный интерес проявили представители регионов к проблеме создания и организации работы ресурсных центров в территориях. Разные аспекты этой темы С.С.Кучинский обсудил с А.В.Глузманом– председателем Совета Крымского регионального отделения АНР, Н.А.Степановой Н.А. – директором Омского Дома дружбы, В.В.Михайленко– директором Дома дружбы Ленинградской области, Н.А.Карикой – директором Ивановского Дома национальностей, С.Н.Комиссаровой – директором Тульского Ресурсного центра, Е.А.Рогачиковой – председателем польской национально-культурной автономии г. Калининграда.