Влияние государственных решений на судьбу родных языков
В июне правительство РФ приняло Концепцию государственной языковой политики. Его разработка была инициирована президентом РФ в 2019 году. Концепция подтверждает особую роль русского языка как государственного и настрой государства на сохранение языкового разнообразия. Грамота.РУ напоминает основные вехи российской и советской языковой политики и приводит мнения экспертов о новом документе.
Директор Ресурсного центра Евгения Михалева как эксперт дала интервью Грамоте.РУ. Евгения Абрамовна отметила понятность и продуманность концепции, акцент на системной работе: «Подтверждена и закреплена линия государства на работу с языковой тематикой, поддержку языкового разнообразия, культур и традиций, на поддержку русского языка как языка межнационального общения. Новая концепция работает на то, чтобы языки не попадали в опасную зону, чтобы им вовремя оказывалась необходимая поддержка. Действительно новым является стремление к систематизации, к упорядочению этой сферы — нам сейчас не хватает системного подхода».
Также эксперт подчеркивает, что концепции потребуется программа реализации, состоящая из конкретных действий, сроков, материальных и организационных ресурсов: «Без господдержки, конечно, мы ничего сделать с этой ситуацией не сможем. Если мы хотим получить системную историю, в госбюджете должна быть соответствующая строка».
Как отмечается в концепции, сейчас в России отсутствует федеральная программа по сохранению, изучению, развитию языков; кроме того, нет профильного ведомства, которое занималось бы именно языковой тематикой. Должна быть понятная структура, куда всегда можно обратиться по таким вопросам.
Может быть, как раз сейчас самое время создать комитет при ФАДН или единую межведомственную рабочую группу именно по языковому многообразию.
Какие моменты можно было бы учесть или усилить? «Я бы расширила критерии эффективности реализации концепции, — говорит эксперт. — Например, ввела бы в число критериев владение не одним, а несколькими языками. У нас в последней переписи шестьсот тысяч человек указали, что владеют родным языком и еще языком соседнего народа. Это очень важная история, перспективная для языкового развития».
Еще одно направление работы — поддержка преподавателей, курсы дополнительной подготовки для них, создание возможности общаться друг с другом, обмениваться опытом, подготовка методических материалов и учебных программ, которых катастрофически не хватает. «Необходимо проведение конкурсов, когда преподаватель может не только повысить квалификацию, но и получить оценку своей работы, — полагает Евгения Михалева. — Педагогам очень важен официально закрепленный статус, важна мотивация. А мотивация — это их участие в конкурсах, это их движение вперед».
В концепции сказано об издании литературы на родных языках, но не говорится о поддержке талантливой молодежи, писателей, которые пишут на родных языках, стараются сделать свои языки более живыми — роль молодежи в концепции недооценена, ее можно было бы усилить.
Ресурс, по мнению эксперта, — это правильная оценка и продвижение проектной деятельности. Необходимо выявлять существующие практики сохранения языков, тиражировать и поддерживать интересные проекты. «Это улица с двусторонним движением, на которой должны встретиться два условия: люди, которые хотят сохранять и развивать языки, и поддержка со стороны государства, — напоминает Евгения Михалева. — И если они будут двигаться навстречу друг другу, тогда мы получим необходимый социальный эффект.
Сейчас главное — поставить эту работу на системную основу и не откладывать в долгий ящик.
Что касается обучения иностранных граждан русскому языку, то Евгения Михалева подчеркивает, что очень важно заниматься вопросом изучения русского языка в странах исхода. В тех странах, откуда люди приезжают работать в Россию, должна быть возможность учить русский язык. Это было бы комфортно для тех, кто принимает, и для тех, кто приезжает.